|
|
|
Выберите интересующий раздел:
Популярные статьи (ТОП20):
| Загадки континентовШамбала. Н.К. РерихОкончание. Начало см. Шамбала. Рерих, гражданин мира, с великой любовью и чуткостью относился к монголу, тибетцу и индусу, воспринимая их как своих братьев, он с глубокой человечностью и доброжелательностью вслушивался в голос их сердец, в их молитвы и чаяния, и эти высочайшие сердечные вибрации нашли отражение и вылились в страницы книг и очерков, которые и поныне пробуждают священный трепет у читающего их. Вот что говорит Рерих о том, как это сокровенное понятие отражается в восточном сознании: «Если будет произнесено здесь (в Европе) самое священное слово Азии "Шамбала", вы останетесь безучастны. Если то же слово будет сказано по-санскритcки — "Калапа", вы также будете молчаливы. Если произнести здесь имя великого Владыки Шамбалы Ригден Джапо, даже это громоносное имя Азии не тронет вас. Но это не ваша вина. Все сведения о Шамбале так рассеяны в литературе. На Западе нет ни одной книги, посвященной этому краеугольному понятию Азии. Если же вы хотите быть поняты в Азии как желанный гость, вы должны встретить хозяев ваших самыми священными словами. Вы должны доказать, что эти понятия для вас не пустой звук, что вы цените их и можете ввести их в понятие эволюции. Бурятский ученый Барадийн в своем недавнем труде о монастырях Монголии и Тибета сообщает, что в последнее время в Тибете, а главное — в Монголии, основываются монастыри в честь Шамбалы. В уже существующих монастырях учреждаются особые отделы Шамбалы — Шамбалиндацан. Для случайного читателя это сообщение будет звучать метафизически, отвлеченно или ненужно. Современному скептику эти новости не покажутся ли каким-то предрассудком? Не суеверие ли это? Эти дацаны Шамбалы потонут среди политических и коммерческих спекуляций нашего времени. Но для знатока положения, который потрудился пройти необъятные просторы Азии, дацаны Шамбалы зазвучат как рог призыва. Для знающего новость эта получит значение реальности, многозначительной для будущего... Древнейшие «Веды» и последующие «Пураны» и прочая самая разнообразная литература выдвигают необычайное значение для Азии таинственного слова "Шамбала". И в крупных азиатских центрах, где священные понятия произносятся уже со стыдливой оглядкой, и в безбрежных пустынях Монгольской Гоби слово о Великой Шамбале, или таинственной Калапе индусов, звучит как символ великого будущего. В сказаниях о Шамбале, в легендах, преданиях и песнях заключается, быть может, наиболее значительная весть Востока. Кто ничего не знает о жизненном значении Шамбалы, не должен утверждать, что он изучал Восток и знает пульс современной Азии... В Азии, если я начну говорить во имя красоты и знания, я буду спрошен: "Какая красота и какое знание?" Но когда я отвечу: "Во имя знания Шамбалы, во имя красоты Шамбалы", — тогда я буду выслушан с особым вниманием». Короче говоря, тому, кто хочет по-настоящему понять рвение лучших сердец Азии, следует самому прочесть эту книгу откровений Н. Рериха. А вот сцена, свидетелем которой стал Рерих во время экспедиции через Трансгималаи: «Пройдя четыре снеговых перевала, уже в пустынном нагорье, мы опять увидели картину будущего. В долине, окруженной высокими острыми скалами, сошлись и остановились на ночь три каравана. При закате я заметил необычную группу. На высоком камне была помещена многоцветная тибетская картина, перед нею сидела тесная группа людей в глубоком почтительном молчании. Лама в красных одеждах и в желтой шапке, с палкою в руке что-то указывал зрителям на картине и ритмично сказывал объяснения. Подойдя, мы увидели знакомую нам танку Шамбалы. Лама пел о бесчисленных сокровищах Владыки Шамбалы, о Его чудесном перстне, обладающем великими силами. Далее, указывая на битву Ригден Джапо, лама говорил, как без милости погибнут все злые существа перед мощью справедливого Владыки. Горят костры, эти светляки пустыни. Опять сгрудились у огня разноплеменники. Все десять пальцев в восхищении подняты высоко. Может быть, говорится, как Благословенный Ригден Джапо является, чтобы отдать приказ своим вестникам. Вот на черной скале Ладака появляется могущественный Владыка. Со всех сторон стремятся к нему вестники-всадники, чтобы в глубоком почтении принять приказ, а затем понестись по всему миру, неся заветы великой мудрости». А вот еще одна такая же картина, заимствованная из более поздней книги Рериха «Держава Света»: «Опять валит снег. Высокие острые скалы окружают стан. Гигантские тени отбрасывались на их гладких поверхностях. Вокруг огней сидят закутанные фигуры. Издалека вы можете видеть, как они поднимают руки и в красных струях огня блестят все десять пальцев. С восторгом что-то говорится. Считается необозримая армия Шамбалы. Говорится о непобедимом оружии этого чудесного войска. Утверждается, что великий победитель, Сам Владыка Шамбалы, предводительствует. Шепчется, что никто не знает, откуда приходит сила Шамбалы. Но воины Шамбалы уничтожают все несправедливое, и с ними приходят счастье и благоденствие стран. Вестники Владыки Шамбалы уже появляются повсеместно... В молчании пустыни рассказывается священная история о победе Света... Никакое воображение не сможет описать мощь Владыки Мира». Рерих был убежден в том, что путь в чудесную страну существует. Многие исследователи этих мест, в том числе Н. М. Пржевальский, Г. А. Франк, А. Дэвид-Нил и другие, отмечали в своих путевых записках странное поведение туземцев, которых они не могли заставить пойти в некоторые районы. В книге Э. Томаса встречаем следующее высказывание: «Один русский из экспедиции Рериха говорил мне, что в глубине Азии без видимых причин тибетцы, монголы и китайцы отказывались перейти некоторые места Северного Тибета. Он признался, что и сам, не понимая почему, не испытывал никакого желания идти дальше. Рерих же, несмотря на все, проехал на эту территорию на пони. Его отсутствие продолжалось несколько дней, и, когда он появился, азиаты простерлись у его ног, восклицая, что он "бог", потому что ни один человек не может перейти границу Шамбалы без божественного пропуска». Многое открылось Николаю Рериху во время его путешествий, где проводниками были местные жители и даже ламы. В одном из районов пустыни Такла-Макан, расположенном к северу от горной цепи Каракорум, ему сказали, что «за этой горой живут святые люди, которые спасают человечество своей мудростью; многие старались увидеть их, но им это не удавалось — как только они поднимались на вершину, то не могли найти дороги». Индусский проводник сообщил Рериху о существовании в горах Каракорум обширных пещер, где собраны сокровища с самого начала истории. Он утверждал также, что там видели белых людей высокого роста, которые исчезали внутри этих скальных галерей. Сам Рерих не раз находил оазисы в таких местах Тибета, где это казалось попросту невероятным. Вот как он сам писал об этом: «В этих оазисах, затерянных среди колоссальных снежных массивов, бьют горячие источники, благодаря которым буйно развивается разнообразная растительность. А вокруг только лед и скалы». А вот достоверное свидетельство одного члена Монгольского ученого комитета: «Вы знаете, что мы имеем несколько лам, обладающих большими духовными силами. Конечно, они не живут в городах или больших монастырях. Обычно они обитают в удаленных хутонах в горных убежищах. Лет 60 или 50 тому назад одному из этих лам было доверено большое поручение. Он должен был выполнить его лично и перед смертью должен был передать миссию доверенному лицу по своему выбору. Вы знаете, что величайшие поручения даются Шамбалой. Но на земле они должны быть выполнены человеческими руками в земных условиях. Вы также должны знать, что подобные поручения всегда сопровождаются великими трудностями, которые должны быть преодолены силою духа и преданностью. Случилось, что лама частично выполнил свое поручение, но затем заболел и потерял сознание; в этом состоянии, конечно, он не мог передать поручение достойному преемнику. Великие Держатели Гималаев знали о его затруднении. Так как поручение должно было быть выполнено на данных условиях, то один из Великих Держателей предпринял в величайшей поспешности утомительное путешествие от тибетских нагорий в наши монгольские степи. Поездка была так спешна, что Держатель оставался в седле по 60 часов, но таким образом прибыл вовремя. Он временно вернул ламе сознание, так что тот оказался в состоянии докончить вверенное ему поручение достойным образом. Вы видите, как Великие Держатели помогают человечеству. Сколько самопожертвования и какие земные трудности они принимают на себя, чтобы помочь великому будущему». «Эти мудрые Махатмы, — рассказывает другой свидетель, — в вечных трудах направляют нашу жизнь. Они управляют внутренними силами и в то же время выглядят как совершенно обычные люди. Они появляются в разных местах и здесь, и за океаном, и по всей Азии». Рерих приводит и другие примеры, когда обычные люди лично встречали Махатм, Великих Душ, членов Высшего Братства. Конечно, многие из тех, на чью долю выпало это счастье, вряд ли кому поведают об этом, а если и поведают, то самым близким и доверенным людям, поскольку это знание глубоко сокровенное, которое должно оставаться сокрытым в глубине сердца. И хотя многие знают о существовании, этих высших существ, но присущая жителям Востока духовная скромность и великое уважение к самому священному покрывают эту тему молчанием, и потому путешествующему по Азии редко случается вплотную столкнуться с этим вопросом. Рерих был одним из тех, кто смог затронуть чуткую струну сердца азиата... Вот еще несколько фрагментов из книги Рериха «Сердце Азии»: «Пройдя эти необычные нагорья Тибета с их магнитными волнами и световыми чудесами, прослушав свидетелей и будучи свидетелем, вы узнаете о Махатмах. Я не собираюсь начать убеждать в существовании Махатм. Множества людей их видели, беседовали с ними, получали письма и вещественные предметы от них... Впрочем, вообще не пытайтесь убеждать. Знание входит в открытые двери. Если предрассудок существует, он должен быть изжит изнутри». «Поистине, стираются условные границы. Вы заметили, что понятие Шамбалы соответствует лучшим западным научным исканиям. Не темноту суеверия и предрассудков несет с собою Шамбала, но это понятие должно быть произносимо в самой позитивной лаборатории истинного ученого. В искании сходятся восточные ученики Шамбалы и лучшие умы Запада, которые не страшатся заглянуть выше изжитых мерок. Как драгоценно установить, что во имя свободного познания сходятся Восток и Запад». «Во имя мира всего мира, во имя мира для всех, во имя взаимного понимания радостно произнести здесь священное слово "Шамбала"». В изданном на английском языке сборнике очерков «Шамбала» Рерих обращается к этому самому возвышенному для жителей Азии понятию в двух статьях, самая знаменательная из которых — «Шамбала Сияющая» — сочетает в себе высокую поэзию и великую силу священного созерцания. Высокоторжественное мудрое спокойствие и глубочайшее чувство преданности, с каким написаны эти диалоги, волнуют и духовно чуткое сердце европейца. Здесь представлена беседа представителей' двух миров — Запада и Востока, двух носителей духовного сознания: благородное сердце Европы общается с яснейшим сердцем Азии. Вопросам европейца чуждо любопытство — лишь глубокое благоговейное желание прикоснуться к источнику тайны тайн. (См. статью Н. Рериха «Шамбала Сияющая».) Еще один очерк в том же сборнике носит название «Подземные жители». Выше мы уже упоминали легенды об ушедших под землю замках света, о граде Китеже и народе чудь. Встречаются подобные легенды и на Востоке. Это прежде всего сказания о чудесном подземном государстве Агарте, населенном святыми мудрецами, хранителями высшего знания, и о таинственных ходах и пещерах, в которых будто бы обитают святые отшельники. Эти легенды тоже имеют какую-то, пусть опосредованную и сказочно истолкованную народным воображением, связь с обителью братства высших мудрецов. Наконец, упомянем еще одно очень важное свидетельство, на которое указывает Н. Рерих в «Сердце Азии». В России, в Костроме, после Первой мировой войны умер старый монах, который, как оказалось, некогда ходил в Индию, в Гималаи. «Среди его имущества была найдена рукопись со многими указаниями об учении Махатм. Это показывает, что монах был знаком с этими обычно охраняемыми в тайне вопросами. Так неожиданно разбросаны личные наблюдения и доверительные указания». Об этом же говорит Н. Рерих и в книге «Твердыня Пламенная»: «В 1925 году на Волге, в городе Костроме, скончался старец, в бумагах которого нашли путь к святыням светлых обителей Гимавата». Дело отца продолжил сын Николая Рериха — Юрий, крупный ученый-востоковед. В своем монументальном труде «По тропам Центральной Азии», где он с широкой эрудицией ученого описывает ход азиатской экспедиции, которой руководил его отец, и в другой книге, «К изучению Калачакры», он уделяет много внимания исследованию этого центрального для всего Востока понятия — «Шамбала». Автор указывает, что учение Калачакры, разные версии и комментарии которого приписываются различным владыкам Шамбалы, произошло из священной обители Белого Братства (другое название Шамбалы). Интересно, что наряду с большим количеством трудов о Калачакре на тибетском языке имеется и особая литература, где описан путь в эту страну. «Поиск пути в царство Шамбала и духовное общение с правителями Шамбалы, — пишет автор, — всегда были излюбленной темой отшельников и святых людей Тибета. Веками легенды и богатейшие устные традиции складывались вокруг этого вопроса». Комментарии. Примечание. Комментарий будет виден после модерации. |
Одиноки ли мы во вселенной? | ||
| |||||||
Непознанное. (c) 2008-2020. |